Психологическая готовность

участников образовательных отношений

к государственной итоговой аттестации

На сегодняшний день имеется достаточное количество материалов, обеспечивающих правовую и организационную, содержательную и методическую подготовку к государственной итоговой аттестации. Однако все эти направления подготовки предполагают лишь инструментальную готовность выпускников и не способствуют формированию психологической готовности к испытанию. Между тем, при отсутствии психологической подготовки нередко бывает так, что выпускник знает предмет, умеет решать те или иные типы задач, но в итоге не справляется с экзаменационными заданиями, поскольку не уверен в своих силах, не умеет управлять своими эмоциями, не умеет контролировать и регулировать свою деятельность, не владеет навыками, определяемыми особенностями процедуры ГИА. Именно поэтому психолого-педагогическое сопровождение выпускников в период подготовки к государственной итоговой аттестации является необходимым направлением работы педагогов, классного руководителя и практического психолога в образовательной организации.

Управление порядком подготовки обучающихся к ГИА требует определенной системы информации. Создать ее можно на основе мониторинга.

Понятие «мониторинг» происходит от лат monitor – напоминающий, надзирающий.

Эвальд Фридрихович Зеер, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии профессионального развития Российского государственного профессионально-

педагогического университета, рассматривает мониторинг как процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей.

Мониторинг используется в тех случаях, когда в построении какого-либо процесса необходимо постоянно отслеживать происходящие в реальной предметной среде явления с тем, чтобы включать результаты текущих наблюдений в процесс управления. Понятие «мониторинг» близко к таким общенаучным педагогическим и психологическим понятиям, как «обратная связь», «рефлексия», «контроль», «аттестация», но, по мнению Зеера Э.Ф., все эти понятия являются отдельными элементами мониторинга.

Прежде чем организовывать мониторинговые исследования, важно знать с какими сложностями сталкиваются наши старшеклассники.

Марина Юрьевна Чибисова, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, выделяет три типа трудностей, с которыми сталкиваются обучающиеся в процессе подготовки к экзаменам: когнитивные, процессуальные и личностные.

Когнитивные трудности представляют собой свойства психического развития, связанные с особенностями переработки информации, особенностями развития познавательных процессов. Кроме этого, процедура государственной итоговой аттестации требует выработки особой стратегии деятельности: обучающемуся необходимо определить для себя, какие задания и в каком соотношении он будет выполнять. Это становится ключевым моментом, поскольку во многом определяет экзаменационную оценку. Выбор оптимальной стратегии может представлять некоторую трудность для учащегося, поскольку на этот выбор оказывает влияние множество факторов, например, уровень притязаний выпускника, умение планировать время.

Таким образом, для преодоления когнитивных трудностей необходимо двигаться в двух направлениях: осваивать навыки работы с текстами и помогать

выпускнику развивать познавательные процессы и вырабатывать индивидуальную стратегию деятельности.

Процессуальные трудности связаны с отсутствием полной и четкой информации по самой процедуре сдачи экзаменов. Знание о процедуре прохождения ГИА позволяет выпускнику быть более собранным во время организационных моментов и во время самого экзамена и подготовиться к возможным трудностям, которые могут возникнуть.

Можно выделить несколько групп процессуальных трудностей.

· трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов. Процедура итоговой аттестации предполагает особую форму заполнения бланков, которая является непривычной для обучающихся, что естественным образом приводит к тревожности выпускников. Процедура ГИА разводит вопрос и ответ, что создает учащимся дополнительные сложности. У них может возникнуть страх ошибиться при заполнении бланка, а такие ошибки чаще всего проявляются у детей с проблемами внимания;

· трудности, связанные с непривычной ролью взрослого. Обычно на экзамене педагог, работающий в данном классе, совмещает функции поддержки и оценки. В ситуации ГИА присутствующие педагоги – это только сторонние наблюдатели, что естественным образом может повышать тревогу у выпускников;

· трудности, связанные с критериями оценивания ответа. Контраст с привычными проверочными процедурами действительно велик: в обычной обстановке – это личный контакт с экзаменатором, развернутый ответ, на ГИА – отсутствие личного контакта, краткий и лаконичный ответ и т.д.);

· трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей. ГИА предоставляет выпускнику значительно более активную позицию, чем традиционная школьная система. Обычно ученики не оценивают содержание предлагаемого им задания и редко оспаривают полученные ими оценки, тогда как процедура государственной итоговой аттестации предполагает обе эти возможности. Следствием такого рода трудностей может явиться пропуск возможных шансов апелляции.

Процессуальные трудности вызваны в основном недостаточным знакомством с процедурой экзамена, и их преодоление должно ориентироваться на овладение детьми специфическими навыками, определяемыми особенностями процедуры ГИА. Преодоление процессуальных трудностей обеспечивает проведение пробных экзаменов, выступления выпускников прошлых учебных лет, выпуск различных информационных брошюр, памяток о правилах проведения государственной итоговой аттестации.

Личностные трудности связаны с личностными особенностями развития выпускника – эмоциональная нестабильность, интроверсия, повышенный уровень тревожности и т. п. Работа по преодолению личностных трудностей будет заключаться в проведении коррекционно-развивающих занятий, направленных на регуляцию эмоционального состояния, развитие навыков рефлексии, снятия тревожности и т.д.

Интересно обратиться ко мнению не только ученых, но и самих выпускников о процедуре проведения государственной итоговой аттестации. Например, для выявления основных трудностей, с которыми сталкиваются выпускники можно провести День эссе среди обучающихся и родителей на тему «Почему я боюсь ГИА».

Анализ эссе позволит выявить проблемы, больше всего волнующие выпускников и их родителей, которые можно условно разделить на три группы:

1. Организационные трудности: длительный срок ожидания результатов экзамена, отсутствие питания во время экзамена и др.

2. Психологические трудности: волнение, стресс, негативное эмоциональное состояние ребенка, неуверенность в себе в период подготовки и во время прохождения ГИА.

3. Учебные трудности: неуверенность обучающихся в знаниях, усложнение заданий в контрольных комплексах заданий, увеличение количества обязательных предметов для сдачи, большая учебная нагрузка.

Старшеклассникам, которые принимали участие в написании эссе, необходимо предложить пути решения волнующих их сложностей.

Кроме этого, отмечается необходимость усилить психологическое сопровождение не только обучающихся, но и их родителей, поскольку последние не меньше детей переживают за процесс подготовки и сдачи экзаменов.

Учитывая все вышеперечисленные сложности, с которыми сталкиваются обучающиеся и их родители необходимо грамотно организовать и реализовать психологическое сопровождения подготовки всех участников образовательного процесса к экзаменам. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение необходимо проводить с тремя основными категориями участников образовательного процесса: выпускниками, педагогами и родителями.

Профессиональному самоопределению подросткового и юношеского возраста способствует, прежде всего, работа психолога:

· индивидуальные консультации обучающихся, учителей-предметников, родителей (лиц, их заменяющих);

· заполнение и ведение профессионально-ориентационной карты обучающегося с отметками личных успехов (в какой-либо области знаний), навыков (полученных в кружках различной направленности), качеств (методики самопознания);

· психотренинги по развитию памяти, внимания, двигательных навыков, активного воображения;

· тестирование обучающихся (диагностика познавательных интересов, и профессиональной направленности, выбор экзаменов);

· изучение профессиональных направлений обучающихся 9–11-х классов;

· выявление закономерностей, связанных с выбором предметов для прохождения государственной итоговой аттестации;

· диагностика обучающихся 9–11-х классов;

· диагностика родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся 9–11-х классов;

· проведение аутотренингов перед государственной итоговой аттестацией с обучающимися и их родителями.

 

Примерный перечень психодиагностических методик для определения трудностей при подготовке к ГИА

Типичные трудности Психодиагностический инструментарий
Недостаточный уровень развития произвольности и самоорганизации 1. Методика «Локус контроля» Дж. Роттера.

2. «Проверь свою организованность» Е. И. Комарова.

3. Опросник «ВСК» А. Г. Зверкова и Е. В. Эйдмана.

Несформированность учебной мотивации, познавательной активности 1. «Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы» Ч. Д. Спилберга, модифицированный А. Д. Андреевой.

2. Методика изучения мотивации обучения старшеклассников Н. В. Калинина, М. И. Лукьянова.

3. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.

Высокий уровень тревожности 1. Методика «Опросник школьной тревожности» Б. Н. Филлипса.

2. Тест-опросник на тревожность Ч. Д. Спилбергера–Ю. Л. Ханина.

3. Методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка.

4. Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний Е.Е. Ромицыной.

Низкий уровень самооценки, неуверенность в себе 1. Методика «Диагностика уровня самооценки личности» Г. Н. Казанцевой.

2. Методика экспресс-диагностики уровня самооценки Н. П. Фетискиной.

3. Методика диагностики самооценки Т. Дембо–С. Я. Рубинштейн.

Акцентуация характера 1. Опросник Г. Шмишека (12–18 лет).

2. Личностный опросник Р. Кеттелла.

3. Тест К. Райдаса «Уверенное поведение».

Трудности, связанные с недостаточным уровнем развития познавательной сферы 1. Методика «ШТУР» К. М. Гуревича.

2. «Корректурная проба» Бурдона.

3. «10 слов» А. Лурия.

Незнание процедуры проведения ГИА Анкета «Правила проведения ГИА».